Персональный блог логопеда Охтеменко Ирины

ohteme.blogspot.com

Викторина и игры на звукопроизношение

Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания.

Неправильное произношение отдельных групп звуков в младшем дошкольном возрасте вполне закономерно и оправдано физиологическими особенностями формирования детской речи. Но для того чтобы создать благоприятные условия для правильного произношения всех звуков, чистого и внятного произношения слов, нужно проводить специальные игры и занятия. Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путем многократного произношения слов, насыщенных этими звуками. Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки, в которых звучат подражания голосам животных, птиц, звукам известных ребенку предметов (молотка, часов и т. д.).

Умение правильно произносить звуки – важнейшее условие хорошей дикции. Используя различные игры и упражнения, родитель учит ребенка четко произносить слова. Он просит произносить слова так, чтобы были слышны все звуки. Но сначала слова произносит взрослый в слегка замедленном темпе, дети повторяют, затем скорость произношения увеличивается. Весьма эффективно и произношение слов шепотом – для этого требуется более четкая артикуляция звуков.

ВО ДВОРЕ

Цель игры: развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию.

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: понадобятся игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова. Взрослый выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур,
Пугаю кур!
Ам-ам! Кто там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Му-му-му!
Молока кому?

(А. Барто)

Прочитав стихотворение, взрослый задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т. д.

ПЕСНЯ-ПЕСЕНКА

Цель игры: закрепление правильного звукопроизношения, развитие речевого слуха и речевой активности, умения произносить звуки и звукосочетания по подражанию.

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: возьмите большую куклу, петуха, кошку, утку, медведя, лягушку. Взрослый сопровождает свой рассказ показом игрушек-персонажей, четко произносит звукоподражания и добивается этого от ребенка при ответах на вопросы по рассказу.

Запела девочка песенку,
Пела, пела и допела.
– Теперь ты, петушок, пой!
– Ку-ка-ре-ку! – пропел петушок.
– Ты спой, мурка!
– Мяу-мяу, – спела кошка.
– Твоя очередь, уточка.
– Кря-кря-кря, – затянула уточка!
– А ты, мишка?
– Ряв-ряв-ряв, – зарычал медведь.
– Ты, лягушка, спой!
– Квак-квак-квак, – проквакала лягушка.
– А ты, кукла, споешь?
– Ма-мама-ма!
Сладкая песенка!

(Г. Гербова)

В конце рассказа ребенку задают вопросы: «Как поет кошечка? Как поет мишка?»

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

Цель игры: развитие умения звукоподражания, ориентировки в пространстве.

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: приготовьте шапочки для курочек и цыплят (по количеству детей). Затем взрослый изображает курочку, а дети – цыплят. «Курочка» с «цыплятами» ходят по лужайке и «клюют зернышки» (стучат пальцами об пол).

Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки.
Ко-ко-ко да ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зернышки ищите!

(Т. Волгина)

Важно добиваться, чтобы дети проговаривали за воспитателем, отчетливо произносили звукосочетание «ко-ко-ко».

ГАВ-ГАВ

Цель игры: закрепление навыков произношения звуков по подражанию.

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: желательно приготовить картинки с изображениями щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка. Взрослый сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.

«Гав! Гав!» – на заре,
«Гав! Гав!» – на дворе.
На дворе щенок бежал,
А в конюшне конь заржал.
Он сердился: «Ты чего
Спать мешаешь? И-го-го
И сказал теленок: «My
Спать мешает он ему.
И сказал теленок: «Пи!
Ты, щенок, еще поспи!»
А козленок: «Me!» да «Me!»,
«Подремать не дали мне».
А щенок все «Гав!» да «Гав!»,
У него веселый нрав!
И веселый этот нрав
Называется «Гав – гав!»

(Т. Волгина)

Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных.

НА ПТИЧЬЕМ ДВОРЕ

Цель игры: закрепление навыков произношения звуков по подражанию.

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: возьмите картинки с изображением уточек, гусей, индюка, голубей, курочек, петушка. Взрослый сопровождает чтение стихотворения показом картинок.

Наши уточки с утра:
– Кря-кря-кря!
– Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
– Га-га-га!
– Га-га-га!
А индюк среди двора:
– Бал-бал-бал!
– Бал-бал-бал!
Наши гуленьки вверху:
– Грру-грру-грру!
– Грру-грру-грру!
Наши курочки в окно:
– Ко-ко-ко!
– Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

(Русская народная песня)

«Как кричат уточки?» Малыш отвечает на этот и другие вопросы обо всех птицах. Так он уточняет и закрепляет произношение звуков.

ЧАСЫ ТИКАЮТ

Цель игры: развитие звукопроизношения, голосового аппарата, закрепление правильного произношения звуков «к», «т», «т’», выработка умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: приготовьте большие и маленькие часы. Взрослый показывает ребенку часы и говорит: «Это часы. Когда они идут, то тикают: «Тик-так, тик-так». Как тикают часы? (Дети отвечают.) Часы бывают большие и маленькие. Большие часы тикают громко (произносит громко): «Тик-так», а маленькие – тихо: «Тик-так». Как тикают большие часы? А как маленькие? (Дети отвечают.) Большие часы, когда идут, тикают медленно (произносит в замедленном темпе): «Тик-так». А маленькие – быстро (произносит в ускоренном темпе): «Тик-так». Как тикают большие часы? А как маленькие? (Дети отвечают.)».

Важно следить за правильным и четким произношением звуков «к» и «т» (т’).

ЛОШАДКА

Цель игры: обучить ребенка отчетливому произношению звука «и».

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: возьмите игрушечную лошадку. Покажите ее ребенку, объясните, что она кричит «и-и-и», и попросите малыша повторить 2-3 раза. Затем предложите ребенку поиграть в заводных лошадок: «заводите» ребенка-«лошадку» ключиком, он должен бегать и произносить «и-и-и».

АВТОМОБИЛЬ

Цель игры: сформировать у ребенка правильное и отчетливое произношение звука «б» (б’), развить у него умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: вырежьте из картона рули (по количеству детей), приготовьте большую и маленькую машинки. Взрослый показывает машинки и спрашивает, как они гудят («би-и, би-и»). Затем показывает большую машину и говорит: «Большая машина гудит громко, послушай, как (произносит звукоподражание чуть громче обычного): «Би-и, би-и», а маленькая гудит тихо (произносит вполголоса): «Би-и, би-и». Ребенку предлагается повторять звукосочетание то громко, то тихо. Потом можно предложить детям самим покататься на машинах. Ребенок, изображая шофера, бегает с рулем в руках, произнося: «Би-и, би-и».

БАРАБАН

Цель игры: закрепить правильное и отчетливое произношение звука «б» (б’), обучить ребенка регулированию силы голоса.

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: понадобится барабан. Взрослый показывает барабан, стучит в него, сопровождая свои действия словами: «Бам-бам-бам! Так поет барабан». Затем спрашивает у ребенка, как поет барабан. Малыш отвечает сначала с произвольной громкостью, затем, по заданию взрослого, громко или тихо.

Важно добиваться, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук «б» (б’), а звукоподражание – громко и тихо.

КАП-КАП-КАП

Цель игры: развить голосовой аппарат, выработать у ребенка умение произносить звукоподражание громко и тихо.

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: возьмите картинку с изображением дождя. Взрослый показывает картинку и говорит: «Дождик пошел. Сначала закапал тихо: «кап-кап-кап» (ребенок тихо повторяет), потом застучал сильнее: «кап-кап-кап» (ребенок повторяет громче), «кап-кап-кап». Опять тихо капает дождик и перестал!» В конце игры взрослый читает потешку:

Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять —
Мы промочим ножки.

(Русская народная песенка)

Ребенок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».

ТУК-ТУК

Цель игры: развить голосовой аппарат, обучить громкому и тихому, быстрому и медленному произношению, закрепить у ребенка правильное произношение звуков «т» и «к», сформировать у него чувство ритма.

Возраст детей: от 1,5 года.

Инструкция и ход игры: возьмите игрушечный молоточек. Взрослый показывает молоточек и предлагает послушать, как он стучит – «тук-тук-тук». Ребенок имитирует постукивание: кулачком-молоточком стучит по ладошке и повторяет: «Тук-тук-тук». Родитель говорит: «Мой молоточек может стучать громко (стучит и громко произносит: «Тук-тук-тук»), а может и тихо (показывает)». Малыш повторяет. Далее взрослый говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно (показывает и произносит звукоподражание «тук-тук-тук» в быстром и медленном темпе). Малыш повторяет. В конце игры можно дать ребенку постучать своим молоточком.

Составила: Астапкович Т.Ю, Учитель-логопед

 

Игра-викторина «Гуляя по Новокузнецку»

Цель: обобщать и систематизировать знания воспитанников о малой Родине — городе Новокузнецке.

Образовательная задача: обобщать и систематизировать знания воспитанников о малой Родине — городе Новокузнецке, его истории возникновения, достопримечательностях, названиях улиц; закреплять представления воспитанников о символике города Новокузнецка: гербе, флаге, о символическом значении изображения, цвета; уточнить представление о полезном ископаемом – угле, его использовании человеком.

Развивающая задача: развивать логическое мышление, память воспитанников.

Воспитательная задача: воспитывать дружеские, доброжелательные отношения между детьми; умение работать в команде; воспитывать любовь, гордость к родному городу, его истории.

Оборудование: фонограмма музыкального произведения «Новокузнецк» слова и музыка Л. В. Блошкиной. музыкальная композиция «Дикая лошадь». Эмблемы для участников команд: «Знатоки своего города» и «Юные краеведы», фишки, медали. Игровое поле в форме круга, разделенное на сектора, один сектор зеленного цвета «Зеро»; конверты с вопросами, фигурка скрипичного ключа, игрушка – волчок со стрелкой, песочные часы. Черный ящик, образец полезного ископаемого – уголь, муляж городской печати. Слайд – презентация «Новокузнецк – любимый мой город», экран для показа слайдов, проектор, ноутбук. Игра «Разрезные картинки».

Ход игры

Ведущий читает стихотворение Л. Лукьянцевой «Новокузнецк родной».

На берегу Томи красуясь,
Стоишь, Новокузнецк родной,
Горжусь размахом твоих улиц,
Твоею славой трудовой.
Смотрю, как вырастают горы
Из недр добытого угля,
В сиянье лампочек шахтеров,
Добывших уголь для тебя.
Как сталь упругая сверкает,
Растут могучие мосты.
И парк зеленый подрастает,
И молодеешь снова ты.
Так будь всегда светлей и краше,
Любимый город мой, родной,
Будь гордостью Отчизны нашей,
Её защитой и бронёй.

Ведущий: Ребята, о чём говорится в стихотворении? (ответы детей). То место, где родился человек, называется малой Родиной. Вы, ребята, родились и живете в городе Новокузнецке. Мы, новокузнечане, знаем, любим и гордимся своим городом. Я предлагаю вам игру- викторину «Знатоки города Новокузнецка», где две команды посоревнуются, какая лучше знает свою малую Родину — город Новокузнецк.

Воспитанникам предлагается выбрать любую часть разрезной картинки. При помощи игры «Разрезные картинки» воспитанники делятся на две команды «Знатоки своего города» и «Юные краеведы». Команды выбирают капитанов.

Ведущий: Команды «Знатоки своего города», «Юные краеведы», прошу поприветствовать друг друга аплодисментами и занять свои места за игровыми столами.

Команды располагаются за столами. На столах команд игровое поле, разделенное на сектора, один сектор зеленного цвета «Зеро». В секторах находятся конверты с вопросами, фигурка скрипичного ключа. В центре игрового поля игрушка — Волчок со стрелкой.

Участники команд в каждом раунде поочередно под музыкальную композицию «Дикая лошадь» вращают волчок. Стрелка волчка указывает на один из конвертов с вопросом.

Ведущий команде задает вопрос и предлагает в течение минуты обсудить его. По окончании минуты обсуждения капитан команды отвечает на вопрос сам или говорит, кто из участников команды будет отвечать.

Ведущий принимает ответ от команды. За правильный ответ команда получает фишку и выигрывает раунд. Если команда даёт неправильный ответ, вопрос переадресуется их противникам. После ответа ход переходит другой команде. Побеждает команда, первой набравшая шесть очков. Команде победителей вручаются медали.

Вопросы в конвертах:

  • Что означают цифры 1,6,1,8? (Год основания Кузнецкого острога казаками во главе с воеводой).
  • Что представлял собой Кузнецкий острог? (Кузнецкий острог – крепость, обнесенная высоким забором – частоколом. Стены Кузнецкого острога имели деревянные башни и ворота. Во дворе стояли избы, сараи для скота, хлебные амбары, склады для хранения оружия, припасов, пушнины).
  • В честь кого Кузнецкий острог получил свое название? (От коренного населения шорцев и татар – кузнецов, которые выплавляли из местных руд железо, делали металлическую посуду, оружие, охотничьи принадлежности).
  • Что означают цифры 1, 6, 2, 2? (В этом году Кузнецкий острог стал городом и стал называться Кузнецком).
  • Где расположен наш город? (Город расположен в южной части Кемеровской области, на обоих берегах реки Томи).
  • Как раньше назывался город Новокузнецк? (Кузнецк, Сталинск).
  • Сколько и какие районы входят в состав Новокузнецка? (6 районов: Кузнецкий, Центральный, Куйбышевский, Орджоникидзевский, Заводской, Новоильинский).
  • Какие цвета на гербе города Новокузнецка и что они означают? (Герб состоит из двух частей. Верхняя часть – зеленого цвета. Это символ надежды, свободы, радости, это цвет травы. Нижняя часть герба – желтая. Этот цвет говорит о богатстве, верности, его людях – тружениках).
  • Что означают изображения на гербе города Новокузнецка? (Герб состоит из двух частей. В верхней части герба – серебристая лошадь. Это племенная лошадь, особой «кузнецкой» породы. В нижней части герба – кузнеца. Раньше наш город назывался Кузнецком и издавна славился и гордился кузнечных дел мастерами).
  • Что представляет собой флаг города Новокузнецка? (Флаг города Новокузнецка представляет собой бело-зеленое полотнище с гербом посередине. Цвета флага белый символизирует девственность края, а зеленый – надежду, изобилие, свободу. Разделяющая их черная полоска – угольные запасы. В центре – герб Кузнецка).
  • Какие названия главных улиц города, вы знаете? (Улицы: Кирова, Тольятти, Орджоникидзе, Кутузова, Циолковского, Транспортная).
  • Какие названия проспектов города, вы знаете? (Проспекты: Дружбы, Ермакова, Бардина, Металлургов, Курако, Строителей, Пионерский, Октябрьский).
  • Как называется река, протекающая через город Новокузнецк? (Река называется Томь. Томь – самая большая и полноводная река).
  • Когда горожане празднуют день города? (День города празднуется в первое воскресенье июля).
  • Что означают цифры 1, 9, 6, 3? (Началось строительство Заводского района, в котором мы живем).
  • Как называется район, в котором мы живем? Почему он так называется? (Заводской район – район металлургов. Название района связано с расположенным на его территории Западно-Сибирским металлургическим комбинатом).
  • Назовите улицы Заводского района? (Горьковская, Ярославская, проспект Ижевский, проспект Советской Армии, 40лет ВЛКСМ, Тореза, Климасенко, Клименко,13 – микрорайон).
  • На какой улице находится на Детский сад? В честь какого героя была названа улица? (Наш детский сад находится на улице Клименко. Улица была названа в честь героя Великой Отечественной Войны Николая Лукича Клименко).
  • Какой подвиг совершил Николай Лукич Клименко? (Стрелковому полку, где служил Николай, был дан приказ форсировать польскую реку Вислу, выбить противника с укреплённых позиций. Переправившись, бойцы вступили в бой. Сибиряки успешно отбивали атаку за атакой, но подкрепление задерживалось. Взвод под командованием молодого лейтенанта оборонял высоту и таял на глазах. Когда в живых остались вдвоём, Николай послал бойца за помощью, а сам, собрав оставшиеся боеприпасы, занял оборону. Кончились патроны. Тогда он вышел из окопа, держа руки за спиной. Когда до врага оставалось несколько шагов, он бросился вперёд, подорвав противотанковую гранату. Погиб сам и уничтожил десятки фашистов).
  • Сектор «Зеро». Черный ящик. Что лежит в черном ящике? Загадка: Этот камень черный очень, Он чернее темной ночи. Красный камушек не тронь, Стал горячим, как огонь. (уголь).
    Внимание, вопрос: Где, как уголь используется людьми? (Тепло в квартирах. Для печей на предприятиях, в которых из угля выжигают кокс. Без него нельзя плавить сталь. Получают из угля: лекарство, витамины; разноцветные краски; духи; сиропы для конфет и пирожных; стекло и стеклянные предметы; нитки; удобрения, которым посыпают землю, чтобы лучше росли овощи, фрукты; бензин).
  • Сектор «Зеро». Черный ящик.
    Этот предмет из далекого прошлого, из города Кузнецка. Предмет оставляет круглый отпечаток. Что лежит в черном ящике? (Городская печать). Что было изображено на городской печати? (Изображен волк и вырезана надпись «Печать государева земли Сибирские Кузнецкого города». Волк – первый символ Кузнецка. Символ дикости и необжитости края. Волк – это древнейший тотемный знак местных жителей: шорцев, телеутов).
  • «Музыкальная пауза». Воспитанники поют песню «Новокузнецк» под фонограмму музыкального произведения «Новокузнецк» слова и музыка Л.В. Блошкиной.
  • Опрос «Узнай по фотографии». По фотографиям слайд – презентации «Новокузнецк – любимый мой город» назвать достопримечательности, здания, места города.

 

Составила : Охтеменко И.А., учитель-логопед