Советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников

КЛАСС! Звучит заманчиво и красиво, но что кроется за этим названием?

У многих детей огромное желание переступить порог школы, а кому-то из детей совсем этого делать не хочется. Просто страшно! Слишком много неизвестного ждёт впереди.

ДЕТСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, вот они:

  • Какой учитель встретит меня?
  • Добрый, хороший ли он?
  • Какие в классе будут ученики?
  • Будут ли они со мной играть?
  • Смогу ли сделать всё, что будет задавать учитель?
  • Какие мне будут ставить отметки?

И эти мысли лишь малая часть того, что тревожит любого первоклассника.

Уровень тревожности Вашего ребёнка зависит от уровня общения, от того, как он умеет вести себя в обществе! ОБЩЕНИЕ – это главное в любом коллективе. А для Вашего ребёнка 1 класс – это новый коллектив, где ему должно быть комфортно.

ДОПУСТИМ, Вы научили своего малыша всем нормам поведения, однако всё равно он испытывает трудности в общении с одноклассниками.

ПРИЧИНОЙ тому может быть его собственная речь, нарушение произношения. В результате речь смазанная, нечёткая, непонятна для окружающих.

К всеобщей радости во многих детских садах работают логопеды, которые оказывают помощь Вашим детям. Любой старательный и ответственный логопед в силе помочь Вашему ребёнку.

Многим на первый взгляд кажется, что если речь ребёнка чистая, то есть без нарушений в произношении, то это означает, что этот ребёнок в услугах логопеда больше не нуждается. Однако это не так!

В логопедии существует некое определение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Что это означает?

ПОД ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ понимается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Другими словами, к этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом, но у них отмечаются выраженные отклонения в формировании произносительной стороны речи и её восприятия. Готовность к обучению этих детей во многом зависит от своевременного преодоления этих недостатков. В то время, когда логопед работает над устранением какого-либо дефекта в произношении Вашего ребёнка, параллельно он ведёт работу по развитию фонематического слуха и восприятия (фонематических представлений).

Несмотря на то, что Вашему ребёнку логопед нормализовал произношение, проблемы на этом ещё не закончились, так как логопед продолжает работу над развитием восприятия речи.

Логопедическая работа по устранению дефектного звукопроизношения – это всего лишь один из этапов коррекционного логопедического воздействия.

Залогом успешного обучения в школе (особенно в 1 классе) является достаточный уровень развития фонематического восприятия.

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ, ВАМ, РОДИТЕЛЯМ?

Скорее всего, каждому родителю хотелось бы побывать на уроке или на занятии в детском саду, но только так, чтобы его никто не заметил. На вопрос: «Чем сегодня занимались на занятиях?» мало кто из родителей получает вразумительных ответов.

Выполняя домашнее задание, нередко Ваш ребёнок испытывает трудности, и Вы бывает не в силах ему помочь.

Конечно, Вы, не обязаны знать полностью весь программный материал, поскольку это привилегия преподавателей, но в некоторых тонкостях Вам просто необходимо начать разбираться.

Важно знать, что в 1 классе обучение русскому языку строится на уровне развития специальных умственных действий (анализа и синтеза) по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Это значит, Ваш ребёнок должен чётко уметь:

  • выделять изучаемый звук в слове
  • определять позицию этого звука в слове (начало, середина, конец)
  • определить сколько всего звуков в слове, а сколько букв
  • определить сколько слогов в слове
  • определить какой 1слог, 2слог и т.д.
  • определить какой слог ударный
  • составить звуковую схему слова
  • соотнести звуки с буквами (не исключая правила орфографии)

Всё выше перечисленное необходимо для того, чтобы написать всего одно слово. При этом ребёнок должен овладеть навыками письма, секретами орфографии, запомнить словарные слова и т. д.

На самом деле это очень трудоёмкая работа, требующая многих усилий и терпения. В противном случае, если Ваш ребёнок не овладеет приёмами фонематического анализа и синтеза, то ему грозит ДИСГРАФИЯ.

Что означает частичное нарушение письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме

Положение ухудшится, если у Вашего ребёнка имеется к тому же дефект звукопроизношения. Ребёнок может начать писать, так как привык говорить.

ВЕРНЕМСЯ К НАЧАЛУ НАШЕГО РАЗГОВОРА.

Как мы уже выяснили, обучение русскому языку строится не на умение читать, а на умение владеть приёмами фонематического восприятия (анализом и синтезом).

Однако работа по овладению навыками письма ускорится и улучшится, если Ваш ребёнок будет уметь читать.

Интересно, что логопед, работая над развитием фонематических представлений, обучает, таким образом, ребёнка чтению, подготавливая его при этом к письму. Так, что лучше: просто научить ребёнка читать или научить читать, подготовив к письму?

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ. Психологи утверждают, что у младших школьников главным критерием оценки своих одноклассников является учебная деятельность. Говоря проще, если ученик хорошо учится, то он не будет обделён вниманием одноклассников, он будет для них другом. Ребёнка, который учится слабо, ждёт другая участь, к нему дети будут относиться без большого интереса. Выходит, учёба Вашего ребёнка влияет на его отношения с детьми. Получается, что если Ваш ребёнок успешен в учёбе, то значит, он будет успешен и в общении с одноклассниками. А, Вы, ведь именно этого и хотите?

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Год – это не такой уж большой отрезок времени. Он пролетит незаметно. Постарайтесь подготовить своего ребёнка, как можно грамотней.

Не пренебрегайте советами специалистов, которые трудятся для того, чтобы помочь, в первую очередь, Вашим детям!

УДАЧИ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!