Воспитатель первой младшей группы Оганесян Н.Б.

Я считаю, что в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ в изобразительной деятельности (рисование) наиболее приемлемо использовать нетрадиционные техники рисования.

Изобразительное искусство и очень древнее, и очень молодое. Художники создавали изображения и тысячи лет назад, создают их и сегодня. Это искусство огромно. Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нем, нужно шаг за шагом изучать его.

Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определить фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Дети должны постепенно научиться говорить на языке художников. Не нужно бояться оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства на занятиях даже с самыми маленькими, так как, постепенно воспринимая их на слух, дети будут привыкать к ним. Главное — как можно проще расшифровать смысл. Это даст возможность прочно заложить их в память детей. Пройдет немного времени и будет легко говорить с детьми на рабочем языке художников.

Опыт работы с детьми в детском саду показал: рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают у детей огромные положительные эмоции. Рисование увлекает детей, а особенно нетрадиционное, дети с огромным желанием рисуют, творят и сочиняют что-то новое сами. Чтобы привить детям любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию необходимо начать с игры. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, который, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, дети не боятся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что ни будь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых детских рисунках в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я. Ничем не замутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал Я – все это мое!».

Дети раннего возраста очень любят рисовать. Знакомство с рисованием мы начинаем с того, что в гости к нам приходят красочки, сначала одна, красная, и так далее. Мы ее рассматриваем проговариваем название – гуашь, цвет. И начинаем рисовать – ладошками, можно рисовать всей ладонью, большим пальцем, кончиком мизинца, согнутым пальцем, суставом согнутого пальца боковой части мизинца и ладони, согнутыми пальцами в кулак, подушечками пальцев.

Далее на занятиях я использую технику отпечатывания. Печатки несложно изготовить самим: надо взять ластик, нарисовать на торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. «Печатка» готова! Можно использовать различные краски, пробки, песочницы, поролон, целлофановый мешочек, различный гофрированный картон от упаковок, природный материал: листья, цветы, камешки, мятую бумагу и т.п. Маленькие дети очень любят этот способ рисования. Печатки нам помогли изготовить родители.

Начинаю знакомить детей с кисточкой с того что она нарядная с красивым бантом приходит к нам в гости. Мы ее рассматриваем, играем с ней и предлагаю детям, так как, с основными цветами мы уже знакомились смешать их. Несколько занятий отвожу для этого. «Сказка как радуга в воде купалась», смешиваем краски в тазу – очень нравится детям этот способ, смешиваем краски на бумаге, смешиваем краски на палитре, в баночках и знакомлю детей со способом рисования по — сырому.

Одно – два занятия отвожу для кляксографии.

Следующие занятия посвящены Ниткографии – это очень увлекательное занятие для маленьких детей. «Волшебная ниточка» используем нитки: шерстяные, полушерстяные, обычные тонкие и веревка, гуашь разного цвета. У нас получаются волшебные цветы или деревья. Рисуем одним цветом или берем два контрастных цвета. (например синий-красный).

Выполняем объемные аппликации с использованием салфеток, различной по фактуре бумаги, природного материала, а также ткани.

В работе с родителями использую такие приемы: консультация для родителей « Нетрадиционные способы рисования с детьми раннего возраста»; презентация для родителей по экспериментированию с водой и красками, с детьми дома; конкурс рисунков и поделок изготовленных совместно детьми и родителями «зимушка – зима», выставка работ выполненных нетрадиционными способами рисования по знакомым детям сказкам.