Разработала воспитатель: Карлова Елена Александровна

Задачи:

Познавательное развитие. Познакомить детей со свойствами воды: склеивания листов бумаги водой; способами очистки воды при помощи фильтрования. Закрепить знания детей об известных свойствах воды (вода не имеет формы, запаха, цвета, вкуса; вода имеет три состояния – жидкая, лёд, пар). Развивать у детей наблюдательность, познавательную активность в процессе экспериментирования.

Речевое развитие. Активизировать и обогащать словарь в процессе проведения опытов. Формировать умение самостоятельно проводить опыты, размышлять, делать выводы.

Социально-коммуникативное развитие. Развивать умение работать в группе, учитывать мнение партнёра, отстаивать собственное мнение, доказывать свою точку зрения. Воспитывать аккуратность и осторожность при работе с водой.

Оборудование и материалы: воронки, ватные диски, мутная вода, прозрачные сосуды, листы бумаги, мандарины.

Ход организованной образовательной деятельности

Организационный момент.

 

 

Воспитатель загадывает загадку

Мы говорим: она течёт
Мы говорим: она играет
Она бежит всегда вперёд,
Но никогда не убывает.

Дети: Вода

Воспитатель

Ребята, к нам в гости пришла Капелька. Посмотрите, какая она грустная, печальная.

Послушайте её историю. Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает о себе. От этого ей грустно и печально. Ведь не знать о себе – это совсем невесело.

Капелька решила обратиться к вам за помощью. Я думаю, мы ей поможем. Мы проводили опыты с водой. Расскажите капельке всё, что знаете.

Вопросы:

  • Скажите, из чего состоит капелька?
  • Какая это вода?
  • Имеет ли вода вкус?
  • Имеет ли вода запах?
  • Имеет ли вода форму? (если налить в сосуд, она примет форму сосуда)
  • Назовите три состояния воды? (жидкая, твёрдая, пар)
  • Какая бывает вода? (пресная, солёная, минеральная)
  • Кому нужна вода?
  • Зачем вода нужна растениям? Как они её получают?
  • Нужна ли вода животным?
  • Нужна ли вода человеку? Для чего нужна вода?
  • Какую воду мы пьём?
  • Откуда мы берём воду? (из крана, из колодца)
  • Какая вода течёт из крана?
  • А как чистая вода попадает в трубы?
  • Можно ли очистить морскую воду?

Воспитатель

Сейчас на территории России действует более 30 опреснителей воды. В Казахстане городе Шевченко есть огромный опреснитель морской воды и продуманная система водоснабжения. В городе проложены три водопроводные линии. По одной течёт пресная питьевая вода, по второй – чуть солоноватая. Ею можно мыться и поливать растения. По третьей – обычная морская вода, используемая для технических средств и канализаций.

Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Вода – добрый друг и помощник человека. Без воды невозможно жить на земле. Поэтому воду надо беречь и охранять.

А как мы можем это делать? (закрывать кран с водой, не засорять реки)

Воспитатель

Капелька, мы рассказали тебе о том, какими свойствами ты обладаешь, как ты необходима растениям, животным и человеку.

Физкультминутка

Игра «Ходят капельки по кругу»

Я мама Тучка, а вы мои детки – «Капельки».

«Капельки» – вам пора отправляться в путь. (Капельки прыгают, танцуют).

«Капельки» полетели на землю (прыгают, кружатся).

Скучно им стало по одиночке прыгать, собрались они вместе (2-3) – потекли маленькими, весёлыми ручейками.

Встретились ручейки и стали большой рекой (соединяются в цепочку).

Плывут капельки в большой реке, путешествуют.

Текла река и попала в океан (образуют хоровод и движутся по кругу).

Плавала Капелька по океану, а потом вспомнила, что мама Тучка велела ей домой вернуться. А тут как раз солнышко выглянуло, стали капельки лёгкими (присевшие Капельки поднимаются и вытягивают руки вверх).

Испарились Капельки под лучами солнца и вернулись к маме Тучке.

Молодцы, Капельки. Хорошо себя вели? Прохожим за воротники не лезли, не брызгались? Я по вам соскучилась ама Тучка обнимает Капельки).

Воспитатель

А сейчас вы снова стали ребятами, и я приглашаю вас в лабораторию.

Как надо вести себя в лаборатории?

Дети:

  • Не шуметь, не мешать другим.
  • Аккуратно обращаться с посудой.
  • Следить за результатами опыта.
  • Делать выводы.

1 опыт.

Посмотрите, перед вами две ёмкости с водой. Вода в них одинаковая?

  • Нет – одна чистая, другая грязная.

Можно ли очистить воду? А как?

  • Нужно взять воронку, вложить ватный диск, или салфетку, сложенную в несколько слоёв. Пропустить воду через воронку. Что получиться?

Вывод: вода становится чистая, значит воду можно очистить.

2 опыт. Можно ли склеить бумагу водой?

Возьмите два листа бумаги, приложите один к другому и сдвиньте их один в одну, а другой в другую сторону. Смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы удалить лишнюю воду.

Попробуйте сдвинуть листы в стороны.

Вывод: вода обладает склеивающим действием.

3 опыт. Будут ли плавать мандарины? Давайте проверим.

Опускаем мандарин в воду. Что происходит? Почему мандарин не тонет?

У него пористая кожура, в которой содержится воздух. Поэтому мандарин не тонет.

Давайте очистим мандаринку и снова опустим в воду. Что происходит?

  • Он тонет.

Вывод: мандарин отяжелел без кожуры и утонул, потому что он плотный.

Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Вода – добрый друг и помощник человека. Вода побеждает засуху и оживляет пустыни, повышает урожай. Вода минеральных источников оказывает лечебное действие.

Без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.

Литература

  1. Дыбина О.Е., Рахманова Н.П., Шестинина В.В. «Неизвестное рядом».
  2. Шорыгина Т.А. «Беседы о воде в природе»
  3. Меньшикова Л.Н. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет».
  4. Нуждина Т. «Чудо повсюду».
  5. Фисенко М.А. «Природа вокруг нас».