Обучая ребёнка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложение – это законченная мысль.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук – то, что мы слышим и произносим.
  • Буква – то, что пишем и читаем.
  • Звук на письме обозначается буквой.
  • Звуки бывают гласные и согласные.

Гласные звуки – звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды. В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.

Гласных букв – десять: шесть – А, У, О, И, Э, Ы – соответствуют звукам и четыре – 1отированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё (Я – ЙА, Ю – ЙУ, Е – ЙЭ, Ё – ЙО) – в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и главный звук: Я – А, Ю – У, Е – Э, Ё – О (берёза, мяч).

Согласные звуки – звуки, которые нельзя петь, т.к. воздух, выходящий изо рта при из признесении, встречает преграду.

Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки – голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки – голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, З, Ё, Л, М, Н, Р.

Твёрдость и мягкость согласных звуков определяются на слух: согласные звуки, которые могут быть твёрдыми и мягкими: Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ; всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц; всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твёрдые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие – зелёным.